Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №104 г.Челябинска"

454016 г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 103б
ДИРЕКТОР
ПЕТРОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Часы приема: среда 1500- 1700
ПРИЕМНАЯ:

+7(351) 797-23-15

mou-104@mail.ru
ВАХТА

+ 7(351) 793-03-11



Программа курса "Основы религиозных культур и светской этики"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №104 г. ЧЕЛЯБИНСКА

ПРОГРАММА

курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

2012 год

1.Паспорт программы

Наименование программы – Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в МАОУ СОШ № 104

Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы – Национальная               образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578 – р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104

Этапы реализации программы – февраль-март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104 ; апрель 2012 – май 2012 годы – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2012 года – анализ и обобщение результатов.

Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы.

2.Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

3.Цель программы

Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы светской этики» в условиях МАОУ СОШ № 104, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.

4.Задачи программы

1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.

2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.

3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.

4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС.

3.Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

Основные задачи комплексного учебного курса:

·         знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики

·         развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

·         обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

·         развитие способностей младших школьников к общению

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.      Основы православной культуры

2.      Основы исламской культуры

3.      Основы буддийской культуры

4.      Основы иудейской культуры

5.      Основы мировых религиозных культур

6.      Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2012 – 2013 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

4.Описание модуля «Основы светской этики»

Данный модуль является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.

Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Примерная программа комплексного учебного курса

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2. Что такое светская этика

Урок 3. Культура и мораль

Урок 4. Особенности морали

Урок 5 – 6 Добро и зло

Урок 7 – 8 Добродетель и порок

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Урок 10. Свобода и ответственность

Урок 11. Моральный долг

Урок 12. Справедливость

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Урок 14. Дружба

Урок 15. Что значит быть моральным

Урок 16 -17. Подведение итогов.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Урок 19. Нравственный поступок

Урок 20. Золотое правило нравственности

Урок 21. Стыд, вина и извинения

Урок 22. Честь

Урок 23. Совесть

Урок 24 – 25. Образцы нравственности

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 27. Этикет

Урок 28. Семейные праздники

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часа)

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок 31 – 32. Подготовка творческих проектов

Урок 33 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

5.Учебно-методическое обеспечение курса

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010

А. В. Бородина История религиозной культуры М.»Экзамен», 2010

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

План мероприятий по апробации введения учебного курса в МАОУ СОШ № 104
«Основы религиозных культур и светской этики»

№ п/п

                           Мероприятия

      Срок    исполнения

Ответственные исполнители

Организационные мероприятия

1.

Организация работы с учащимися и родителями (законными представителями) по выбору ими для изучения одной из составных частей комплексного учебного курса в МАОУ СОШ № 140 «Основы религиозных культур и светской этики».

Февраль 2012 года

Савушкина Т. П.,

Расчектаева С. В.

Нестерова Л. А.

2.

Участие в семинарах, совещаниях по введению ОРКСЭ в школах города.

В течение года

Савушкина Т. П.

Расчектаева С. В.

Нестерова Л. А.

Работа с педагогическими кадрами

1.

Создание методического пакета и сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Февраль, 2012 года

Савушкина Т. П.

2.

Обучение педагогов, которые будут вести ОРКСЭ на курсах повышения квалификации на базе ЧИППКРО (Балдина Н. А.)

ноябрь, 2012

Савушкина Т. П.

5.

Создание творческой группы учителей, участвующих в пилотном проекте по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Февраль 2012

Расчектаева С. В.

6.

Выявление и обобщение лучшего педагогического опыта по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Кузнецова В. А.

Работа с родителями

1.

Проведение родительских собраний по информированию родительской общественности о введении курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104

Февраль 2012

Савушкина Т. П.

2.

Проведение анкетирования родителей по выбору модуля для изучения в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Февраль 2012

Расчектаева С. В.

Нестерова Л. А.

3.

Проведение открытых уроков для родителей по учебному курсу ОРКСЭ.

Апрель 2012

Расчектаева С. В.

Нестерова Л. А.

Информационно – аналитическая и издательская деятельность

1.

Участие в социологических исследованиях и опросах по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104

2012 год

Слуднова Н. В.

2.

Освещение хода введения комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте МАОУСОШ № 104

2012 год

Заборская Е. В.

3.

Участие в подготовке сборника методических материалов по   учебному курсу ОРКСЭ.

Май-июнь 2012

Кузнецова В. А.

4.

Подготовка итогового отчета по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Июнь 2012

Савушкина Т. П.

7. Этапы реализации программы

Февраль – март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104:

·         разработка нормативно-правового обеспечения программы

·         проведение анкетирования родителей, с целью выявления модуля обучения

·         приведение условий образовательного процесса в соответствие с введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

·         разработка программы для введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

·         проведение курсов повышения квалификации для педагогов по переходу к изучению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

·         обсуждение проблем перехода начальной ступени школы на работу по введению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Апрель 2012 – май 2012 года –введение и апробация курса ОРКСЭ

           Июнь 2012 года – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы.

·         проведение мониторинговых исследований

·         подготовка методических рекомендаций по введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ СОШ № 104

·         участие в социологических исследованиях и опросах по ходу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104

·         Подготовка информации в Отдел образования по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.

8.Ресурсное обеспечение

·         Управление программой введения изучения предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 осуществляет заместитель директора по УВР 1 ступени Савушкина Т. П.

·         Нормативное, финансовое и кадровое обеспечение программы осуществляется директором МАОУ СОШ № 104 Петровой О. В.

Итоги родительского собрания в филиале МАОУ СОШ №104 по ОРКиСЭ