Программа курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Сведения о реализации модулей обучающимся 4-х классов в 2018-2019 уч.г. МАОУ "СОШ № 104 г. Челябинска"
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование программы – Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в МАОУ СОШ № 104
Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578 – р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104
Этапы реализации программы – февраль-март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104 ; апрель 2012 – май 2012 годы – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2012 года – анализ и обобщение результатов.
Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы.
2.Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
3.Цель программы
Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы светской этики» в условиях МАОУ СОШ № 104, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.
4.Задачи программы
1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.
2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.
3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.
4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС.
3.Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.
Основные задачи комплексного учебного курса:
· знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
· развитие способностей младших школьников к общению
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2012 – 2013 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.
Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».
4.Описание модуля «Основы светской этики»
Данный модуль является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.
Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Примерная программа комплексного учебного курса
Основы светской этики |
4 класс, четвертая четверть (17 часов) |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
Урок 1. Россия - наша Родина. |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) |
Урок 2. Что такое светская этика |
Урок 3. Культура и мораль |
Урок 4. Особенности морали |
Урок 5 – 6 Добро и зло |
Урок 7 – 8 Добродетель и порок |
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека |
Урок 10. Свобода и ответственность |
Урок 11. Моральный долг |
Урок 12. Справедливость |
Урок 13. Альтруизм и эгоизм |
Урок 14. Дружба |
Урок 15. Что значит быть моральным |
Урок 16 -17. Подведение итогов. |
5 класс, первая четверть (17 часов) |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов) |
Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений |
Урок 19. Нравственный поступок |
Урок 20. Золотое правило нравственности |
Урок 21. Стыд, вина и извинения |
Урок 22. Честь |
Урок 23. Совесть |
Урок 24 – 25. Образцы нравственности |
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Урок 27. Этикет |
Урок 28. Семейные праздники |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часа) |
Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность |
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству |
Урок 31 – 32. Подготовка творческих проектов |
Урок 33 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
5.Учебно-методическое обеспечение курса
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
А. В. Бородина История религиозной культуры М.»Экзамен», 2010
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
План мероприятий по апробации введения учебного курса в МАОУ СОШ № 104
«Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Организационные мероприятия |
|||
1. |
Организация работы с учащимися и родителями (законными представителями) по выбору ими для изучения одной из составных частей комплексного учебного курса в МАОУ СОШ № 140 «Основы религиозных культур и светской этики». |
Февраль 2012 года |
Савушкина Т. П., Расчектаева С. В. Нестерова Л. А. |
2. |
Участие в семинарах, совещаниях по введению ОРКСЭ в школах города. |
В течение года |
Савушкина Т. П. Расчектаева С. В. Нестерова Л. А. |
Работа с педагогическими кадрами |
|||
1. |
Создание методического пакета и сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ. |
Февраль, 2012 года |
Савушкина Т. П. |
2. |
Обучение педагогов, которые будут вести ОРКСЭ на курсах повышения квалификации на базе ЧИППКРО (Балдина Н. А.) |
ноябрь, 2012 |
Савушкина Т. П. |
5. |
Создание творческой группы учителей, участвующих в пилотном проекте по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. |
Февраль 2012 |
Расчектаева С. В. |
6. |
Выявление и обобщение лучшего педагогического опыта по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. |
|
Кузнецова В. А. |
Работа с родителями |
|||
1. |
Проведение родительских собраний по информированию родительской общественности о введении курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 |
Февраль 2012 |
Савушкина Т. П. |
2. |
Проведение анкетирования родителей по выбору модуля для изучения в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ. |
Февраль 2012 |
Расчектаева С. В. Нестерова Л. А. |
3. |
Проведение открытых уроков для родителей по учебному курсу ОРКСЭ. |
Апрель 2012 |
Расчектаева С. В. Нестерова Л. А. |
Информационно – аналитическая и издательская деятельность |
|||
1. |
Участие в социологических исследованиях и опросах по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 |
2012 год |
Слуднова Н. В. |
2. |
Освещение хода введения комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте МАОУСОШ № 104 |
2012 год |
Заборская Е. В. |
3. |
Участие в подготовке сборника методических материалов по учебному курсу ОРКСЭ. |
Май-июнь 2012 |
Кузнецова В. А. |
4. |
Подготовка итогового отчета по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. |
Июнь 2012 |
Савушкина Т. П. |
7. Этапы реализации программы
Февраль – март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104:
· разработка нормативно-правового обеспечения программы
· проведение анкетирования родителей, с целью выявления модуля обучения
· приведение условий образовательного процесса в соответствие с введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
· разработка программы для введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
· проведение курсов повышения квалификации для педагогов по переходу к изучению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
· обсуждение проблем перехода начальной ступени школы на работу по введению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Апрель 2012 – май 2012 года –введение и апробация курса ОРКСЭ
Июнь 2012 года – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы.
· проведение мониторинговых исследований
· подготовка методических рекомендаций по введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ СОШ № 104
· участие в социологических исследованиях и опросах по ходу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104
· Подготовка информации в Отдел образования по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.
8.Ресурсное обеспечение
· Управление программой введения изучения предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 осуществляет заместитель директора по УВР 1 ступени Савушкина Т. П.
· Нормативное, финансовое и кадровое обеспечение программы осуществляется директором МАОУ СОШ № 104 Петровой О. В.
Итоги родительского собрания в филиале МАОУ СОШ №104 по ОРКиСЭ