Дети улиц

Приказ Комитета по делам образования города Челябинска об участии в акции «Дети улиц» в 2021»
Приказ по МАОУ "СОШ №104 г.Челябинска" «Об участии в акции «Дети улиц» в 2021»



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧАСТИЯ В АКЦИИ
Методические материалы акции «Дети улиц»
Методическое пособие акция «Дети улиц»
РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА
Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны личности ребенка.
2. Не подчеркивать его промахи.
3. Показывать, что вы удовлетворены им.
4. Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться.
6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
7. Проводить с ребенком больше времени.
8. Внести во взаимоотношения с ним юмор.
9. Уметь взаимодействовать с ним.
10. Позволить ему решать самому решать проблемы
там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в него.
14. Демонстрировать оптимизм.
|
Психологическая поддержка основана на том,
чтобы помочь ребенку почувствовать
свою нужность Вам.
Дайте ему эту возможность, и тогда Вы тоже не будете одиноки.
Реакция взрослого на негативное поведение детей
1. Удивление, недоумение, сведение инцидента к юмору, конструктивные слова и фразы.
2. Необходимо показывать веру в ребенка. Взрослый в связи с этим должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слова поддержки.
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова - разочарования.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Конструктивные фразы.
- Давай вместе подумаем: почему у тебя проблемы с русским языком? Тебе неинтересно или ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?
- Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
- Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека и заповедь учащихся школы.
- Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
Педагогическая копилка
КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
(По материалам книги Петровского «Как научиться общаться с детьми»)
Объединение усилий воспитателей детского сада или педагогов школы и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.
Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду или в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т. п.). Например, данные социометрического исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
Третий этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвертый этап— совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения педагога и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и т. п.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения педагога и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Необходимые условия для эффективного взаимодействия.
Тактика общения с ребенком: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)
Педагогическая копилка
«Уличные дети» - это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома.
Причины уходов могут быть разными. Наиболее часто встречаются такие причины:
v это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей;
v страх перед возможным физическим или моральным наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку;
v отсутствие должной заботы со стороны родителей;
v ощущение одиночества и своей «ненужности» дома и в школе (такие дети часто замкнуты, печальны, могут быть «изгоями» в классе);
v импульсивно возникшее неодолимое влечение (дети склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям);
v влияние компании, которая «уходы из дома считает нормой» (слабость волевых процессов, неумение сформулировать отказ);
v отсутствие очевидных мотивов (внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации и др.);
v тяга к путешествиям (характерологические особенности).
Кто более других отвечает за уход ребенка из дома? - семья.
Кто должен помочь ребенку в первую очередь? – родитель.
Кто еще помогает устранить причины уходов из дома? – педагоги, психологи, сверстники.